Великий четверток. Чистый четверток.
Чистый четверток, в зависимости от региона, называли: «Навський Великдень» (укр.), Деревесный четверг (белорус.), Жильник (белорус.)
До восхода солнца («пока ворóна своих детей не выкупала») вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Из воспоминаний воронежской крестьянки: «Чистый четверг — это купание. Вставали утром рано, до зари, до восхода солнца. Бабушка кипятила воду с чередой, будила меня рано, до восхода солнца, и начинала с мытья головы. Она мне голову вымыла — „Отче наш“ раз прочитала; она меня по пояс вымыла — „Отче наш“ второй раз прочитала; и третий раз она читает „Отче наш“, когда она мне вымыла ножки и всё, что ниже пояса. Трижды она читала „Отче наш“, заканчивала: „Пошли, Господи, здоровья мне и моему ребёнку“. Потом мылась сама. Вот эту воду она не выливала, она отдавала её козам пить. Козы пили её с удовольствием. Все мылись до восхода солнца. Чистый четверг не праздновали. Четверг, пятница, суббота почитались как строгие дни. Все были дома, в селе было тихо. Ночи были тёмные, жуткие». Купались, стирались, всё мыли-перемывали.
«В Великий четверток порану солому палят и кличют мертвых».
— Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26
В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, «живой огонь» взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи[7]. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая целтельная сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня».
В некоторых местах девушки в Великий четверг кличут весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, взявшись за руки, припевают: «Весна, весна красна, приди весна с милостью, великою благостью».
Великий четверг считается великим днём обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. По утру все в доме встают до восхода солнца — «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное не подаст голос. Это принимается за признак того, что в наступающем году не падёт ни одно животное этой породы.
Хозяин считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия. Делает на реке новую прорубь, чистит рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух (раньше выпускали в воздух три стрелы). Это делается для того, чтобы у него в течение года водились деньги и орудия сохранятся от поломки и потери; лошади будут крепки и охота будет удачна.
Малолетние парни и девки идут в лес за можжевельником, татарником и пихтой. Можжевельник жгут в печи и привязывают к столбу близ печки, вместе с татарником подтыкают под матицу входной двери, из пихты делают помело. Можжевельник и татарник защищают от колдунов, пихтовое помело защищает печь от разрушения. Девушки-невесты подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы или необтрёпанного льна ходят в баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лён и прыгают через костёр. Первое делают для того, чтобы лучше росли волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих своих мужей.
Прочие взрослые члены семьи посвящают утром несколько минут работам: мужчины плетут лапти, верёвки, тешут топором; женщины прядут и шьют. Всё это делается для того, чтобы в течение года у них была возможность и желание заниматься этими работами. Затем старшие в семье ходят из дома в дом по гостям бражничать, чтобы иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. Женщины в это утро замешивают соль на квасной гуще и бросают в затопленную печь. Эту соль называют «четверговой» солью. В случае недомогания её (как и «благовещенскую») употребляют в пищу и дают скоту для здоровья.
На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры.
В этот день, а иногда раньше, повсеместно устанавливаются качели, захожими скоморохами устанавливаются балаганы.
Главная хозяйственная забота Чистого четверга — подготовка к приготовлению творожной пасхи и куличей, окраска яиц.
Просмотров: 145