Михайлов день

ikona2_    Михайлов день.

22 ноября (8 ноября по ст. ст.), день Михаила-архангела, слывет в народе за первый шаг необлыжной зимы. Этот праздник на большей части Руси-матушки бывал «с мостом», то есть с покрытыми льдом реками. «С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет!» – говорит старинное изречение. «Со дня Михаила зима кует морозы». Это оправдывалось на деле, впрочем, только если зима была поздней, потому что сплошь и рядом бывало, что еще октябрь-назимник заковывал текучие воды в ледяные цепи. Покроет Покров-батюшка землю снежной пеленой, полежит первая пороша, растает; зачернеет осенняя грязь, а там снова снега белые пушистые в полях забелеют. Ранняя зима всегда «на Казанскую на санках ездить». Осенняя родительская – Дмитриева суббота «на святую Русь идет – перевоза не ждет», – говорит народный опыт, в течение многих веков присматривавшийся к законам природы родимого севера. А если «отдохнут на дедовой (Дмитриевской) неделе родители», то есть если будет в ту пору оттепель, то, следовательно, и «всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами», – по пережившей века народной примете.

За «льняницами», когда по деревням начинают мять льны, бредет «овчар» – день зимней стрижки овец, а там, за «юровою» (праздником рыбаков, отправлявшихся на ловлю красной рыбы) и ноябрь-грудень наляжет грудью на лоно земное. Справят бабы по старинке веселые кузьминки, хлебнут мужики веселого «козьмодемьянского» пива, наваренного для честных гостей, – встретят зимние морозы честь честью.

Михаил-архангел считался в народе не менее грозным для всякой нечисти-нежити, чем Илья-пророк. По народному представлению, сам Бог-Саваоф положил ему быть грозою для темных сил бесплотных. Когда Господь воспылал гневом на Сатанаила и его присных, из ангелов превратившихся в «аггелов», Он повелел Михаилу-архангелу свергнуть их с небес в преисподнюю, что и было в точности исполнено. За-онежское северное предание повествует, что «сверзил Михайла-архангел с небеси сатанино воинство, и попадало оно на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые».

Грозному победителю «дьявола со дьяволами» народное воображение приписывало даже участие в миросозидании. «Как огонь зачался?» – спрашивается в одном из памятников народной письменности. «Архангел Михаил возжег его от зеницы Божьей», – следует ответ. Затем, кроме борьбы с «силами бесовскими», на него было возложено перевозить души праведников через огненную реку, отделяющую, по свидетельству народных духовных стихов, земную преходящую жизнь от загробной – вечной.
Таким образом, охранитель праведников на земле от сатанинского наваждения являлся в народном представлении и проводником их душ в райские селения. В последние дни существования бренного мира, на Страшном суде, после того как потоп омоет мать сыру землю от ее грехов, «сойдет Михаил-архангел-батюшка, вострубит в трубу золотую, и пойдут гласы по всей земле, разбудят мертвых и вызовут их из гробов…»
В стародавние годы, по народному поверью, принимал со смертного одра души усопших архангел Гавриил. Но вот однажды послал его Господь по душу к бедняку захудалому, у которого одно богатство было – семеро по лавкам, мал-мала меньше. Пожалел осиротить семью посланец Божий, вернулся к престолу Всевышнего. «Как уморить его, Господи! – воскликнул он, по словам народного сказания. – Ведь у него малые детки! Они, несчастные, погибнут от голода!» Воспылал гневом Господь, взял у Гавриила меч и вручил его Михаилу-архангелу. Но и тот не смог поразить мечом бедняка, и его разжалобили горькие слезы рыдавших возле смертного одра. «Жалко мне поразить этого человека!» – воззвал он к Вседержителю. И завязал Господь ему уши, чтобы не мог он слышать плача людского; и сошел архангел на землю, и принял в свои руки душу человеческую. И стал Михаил-архангел с того дня на страже смерти. И ведет он с той поры нескончаемую битву с духами преисподней, обступающими смертное ложе.

Просмотров: 118

Добавить комментарий