Успение Пресвятой Богородицы.Госпожинки.Спожинки.
Череду дней,связанных со сбором и освящением нового урожя,завершал праздник Успения Пресвятой Богородицы. В народе этот день называли Первая Пречистая ( Второй Пречистой называли Рождество Богородицы), Госпожа Первая, или Госпожинки. В этот день кончался Успенский пост,который также часто называлиГоспожинками,Оспожинками или Спожинками. В этих названиях слиты два смысла-один связан с традицией именовать Деву Марию Госпожой, ворой- с окончанием жатвы( «спожинать»-дожинать хлеб,оканчивать жатву) и обрядом завершения жатвы-дожинками.
Основным смыслом дожинок было символическое возвращение земле ее плодородной силы,которую она отдала людям в виде урожая, чтобы на следующий год земля снова могла родить: после завершения жатвы последнй пучок колосьев оставляли на поле несжатым. Из оставленных колосьев старшая женщина в семье «завивала бороду» — связывала их или заламывала,пригибая колосья вниз, к земле,возвращая ей те силы,которые из земли ушли в хлеб. «Завив бороду»,жницы катались около нее по земле и приговаривали: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку!» или «Нивка, нивка, отдай мою силку, тебе лежать,а мне работать!». Из пучка лучших колосьев плели дожинальный венок или связывали дожинальный сноп, который потом на Успение освящали в церкви,а дома ставили в передний угол,где он хранился до Покрова-зернами именно из этого снопа хозяин следующей весной начинал засеивать пашню.
С Успенья солнце засыпает.
Конец жатвы; складчины, братское пиво, последний, именинный сноп.
До Успенья пахать — копну лишнюю нажать.
На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
Молодое бабье лето с Успенья по Семён день (14 сентября).
Успение провожай, осень встречай.
Просмотров: 130